Личный сайт Чемодановой Татьяны Викторовны
Главная | Жизнь | Работа | Наука | Купить книгу | Олимпиады | Рекомендуем | Гостевая | Контакты
Главная > Олимпиады

ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ КАК МЕТОД ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Чемоданова Т.В., к.п.н, Снежинская государственная физико-техническая академия

Главной целью инженерного образования является подготовка специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной квалификации, компетентностью в избранном деле и комплексом личностных качеств, актуальных в современных условиях информатизации профессиональной деятельности, представляющих социальную значимость и ценностную потребность для вступающего в трудовую жизнь молодого человека. Чем выше уровень развития профессионально и личностно важных качеств у студентов, тем эффективней и качественней их профессиональная подготовка. Современная компьютеризированная графическая подготовка в техническом вузе - это фундаментальная сфера знаний, умений и специфических личностных качеств, без которых не может состояться современный инженер. В значительной степени возросла потребность в специалистах, способных к проявлению творчества в решении новых инженерно-геометрических задач. Это предопределило новый интерес к проблеме формирования творческой личности специалиста.

Среди качеств личности будущего специалиста, необходимых для успешной учебной и профессиональной графической деятельности, особо выделяют пространственно-образное инженерно-геометрическое мышление. Инженерно-геометрическое мышление - это протекание мыслительных процессов в сфере геометрических, графических и технических образов и оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности. Техническое (инженерное) мышление есть процесс отражения в сознании производственно-технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы. Инженерное мышление - это техническое понятийно-образно-практическое мышление. Сама графическая деятельность, требуя от человека выполнения мыслительных операций по восприятию информации, ее анализу, переосмыслению и представлению в графическом виде, а также создание пространственного образа и мысленное оперирование им способствует развитию интеллектуальных инженерно-геометрических форм мышления.

Существует диалектическая взаимообусловленность между развитием личности и осуществляемой ею деятельностью. Поэтому условием профессионального становления личности является развитие, совершенствование самой деятельности. Для студента технического вуза инженерно-геометрическая графическая деятельность закладывает фундамент инженерного образования. Потому актуальны такие дидактические методы, которые способствуют совершенствованию самой этой деятельности и интеллектуальному развитию личности с необходимыми для этой деятельности качествами. От организации образовательного процесса, использующего графические информационные технологии, в значительной мере зависит развитие интеллектуальных возможностей студента и будущего специалиста.

Исследования способностей к интеллектуальной деятельности указывают на необходимость развития психологических компонентов, которые участвуют в творческом процессе и являются условием успешного его протекания. Среди таких компонентов выделяют пространственные представления и воображение, которые характеризуют инженерно-геометрическое образно-графическое мышление [1, 2, 3, 4, 7]. Воображение в инженерной геометрии и графике - это такая творческая мыслительная деятельность, в результате которой могут рождаться оригинальные технические идеи и образы, обладающие субъективной или объективной новизной, практическое воплощение которых имеет личностную или общественную ценность. Обучение студентов компетентному использованию конструкторско-графических информационных технологий способствует формированию пространственно-образного инженерно-геометрического мышления, потому что в динамике формирования зрительного образа, деятельности в процессе компьютерного моделирования, взаимоотношений знания и его наглядно-чувственной опоры заложены психолого-педагогические основы восприятия пространственных образов и формирование связанных с ними геометрических представлений.

Широкое внедрение информационных технологий вызвало оживление в развитии проблемы творческой графической деятельности студентов. Вместе с активным процессом освоения инженерной компьютерной графики в вузах ведутся научные и практические поиски, направленные на разностороннее и оптимальное использование систем автоматизированного проектирования (САПР). Мы занимаемся разработкой вопросов о мотивации изучения конструкторско-графических дисциплин на базе интеллектуальных САПР и психологической основе интенсификации познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов, овладевающих интеллектуальными компьютерными инженерными системами, обеспечиваемой виртуально и реально реализуемой технической идеей, вызывающей эмоциональный подъем и длительную работоспособность.

Развитию процессов творческого инженерно-геометрического образно-графического мышления студентов способствуют такие методы, которые активизируют профессиональное становление будущих инженеров благодаря стимулированию их интереса к инженерной геометрии и графике, чему существенно способствует участие в студенческих олимпиадах и конкурсах по графическим информационным технологиям и системам. Подготовка к таким конкурсам студентов СГФТА является необходимым элементом системы информационно-технологического организационно-педагогического и методического обеспечения общеинженерной графической подготовки студентов.

Инженерно-геометрический пространственно-образный творческий стиль ума в значительной степени складывается под влиянием учебной, учебно-профессиональной, научно-исследовательской и самообразовательной работы студента. Подготовка к студенческим олимпиадам и конкурсам по графическим информационным технологиям и системам инженерного назначения представляет синтез учебно-познавательной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов, включающей как необходимый компонент процессы самообразования. На рисунках представлены конкурсные студенческие работы по компьютерному геометрическому моделированию и графике.

Обучаясь по разработанной методике, только в 2002-2004 гг. студенты СГФТА стали победителями и призерами следующих олимпиад и конкурсов: Х Всероссийской олимпиады студентов по графическим информационным технологиям и системам (НГТУ - Н.Новгород), 5-й и 6-й Всероссийских дистанционных олимпиад учащейся молодежи по дисциплинам графического цикла (РГАТА - Рыбинск), 4-го Международного конкурса пользователей инженерных графических технологий компании Parametric Technology Corporation (США), 6-го Всероссийского конкурса «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНЖИНИРИНГ-2004» (ОАО «НИЦ АСК», МАТИ - Москва).

Рис. 1. Электронная трехмерная модель робота. Работа студента СГФТА Ю.Абраменко. (Международный конкурс по геометрическому моделированию - Parametric Technology Corporation, США, 2002).

Рис. 2. Полифункциональные часы. Электронная модель студента СГФТА Б.Сумина. (Международный конкурс по геометрическому моделированию - Parametric Technology Corporation, США, 2003).

Рис. 3. Конкурсная работа первокурсника А.Чупрунова - призера Всероссийской дистанционной олимпиады учащейся молодежи по дисциплинам графического цикла (РГАТА-2003).

Рис.4. Компьютерная графика студента М.Васькина

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М., 1980. - Т1.
  2. Василейский С.М. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства / В сб. Проблемы способностей - М., 1962. -308 с.
  3. Кокурошникова В.Н. Научно-педагогические основы формирования пространственных представлений в процессе общетехнической подготовки студентов: Дис. … канд. пед наук. - Самара, 1998. - 213с.
  4. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: АПН СССР. 1958. - 214с.
  5. Чемоданова Т.В. Самостоятельная и опытно-конструкторская работа студентов в процессе обучения автоматизированному проектированию. Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 5-6 ноября 2002.- Екатеринбург: Изд. «Ризограф» РГППУ, 2003.- С.82-86.
  6. Чемоданова Т.В. Образно-графическое мышление как форма технического творческого воображения. Актуальные вопросы обучения молодежи графическим дисциплинам: Тез. докл. V Всероссийской науч.-метод. конф.- Рыбинск: РГАТА, 2003.-С.71-72.
  7. Якиманская И.С. и др. Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения /И.С.Якиманская, В.Г.Захарин, Х.М.Кадаяс //Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.128-134.


© Т.В. Чемоданова, design by SNZ-дизайн, 2004

Hosted by uCoz