ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ
КАК МЕТОД ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Чемоданова Т.В., к.п.н, Снежинская государственная физико-техническая академия
Главной целью инженерного образования является подготовка специалистов,
обладающих высоким уровнем профессиональной квалификации, компетентностью
в избранном деле и комплексом личностных качеств, актуальных в современных условиях
информатизации профессиональной деятельности, представляющих социальную значимость
и ценностную потребность для вступающего в трудовую жизнь молодого человека. Чем выше
уровень развития профессионально и личностно важных качеств у студентов, тем эффективней
и качественней их профессиональная подготовка. Современная компьютеризированная
графическая подготовка в техническом вузе - это фундаментальная сфера знаний, умений и
специфических личностных качеств, без которых не может состояться современный инженер.
В значительной степени возросла потребность в специалистах, способных к проявлению творчества
в решении новых инженерно-геометрических задач. Это предопределило новый интерес к проблеме
формирования творческой личности специалиста.
Среди качеств личности будущего специалиста, необходимых для успешной учебной и
профессиональной графической деятельности, особо выделяют пространственно-образное
инженерно-геометрическое мышление. Инженерно-геометрическое мышление - это протекание
мыслительных процессов в сфере геометрических, графических и технических образов и
оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности. Техническое
(инженерное) мышление есть процесс отражения в сознании производственно-технических
процессов и объектов, принципов их устройства и работы. Инженерное мышление - это техническое
понятийно-образно-практическое мышление. Сама графическая деятельность, требуя от человека
выполнения мыслительных операций по восприятию информации, ее анализу, переосмыслению и
представлению в графическом виде, а также создание пространственного образа и мысленное
оперирование им способствует развитию интеллектуальных инженерно-геометрических форм мышления.
Существует диалектическая взаимообусловленность между развитием личности и осуществляемой
ею деятельностью. Поэтому условием профессионального становления личности является развитие,
совершенствование самой деятельности. Для студента технического вуза инженерно-геометрическая
графическая деятельность закладывает фундамент инженерного образования. Потому актуальны такие
дидактические методы, которые способствуют совершенствованию самой этой деятельности и
интеллектуальному развитию личности с необходимыми для этой деятельности качествами. От организации
образовательного процесса, использующего графические информационные технологии, в значительной мере
зависит развитие интеллектуальных возможностей студента и будущего специалиста.
Исследования способностей к интеллектуальной деятельности указывают на необходимость
развития психологических компонентов, которые участвуют в творческом процессе и являются
условием успешного его протекания. Среди таких компонентов выделяют пространственные
представления и воображение, которые характеризуют инженерно-геометрическое образно-графическое
мышление [1, 2, 3, 4, 7]. Воображение в инженерной геометрии и графике - это такая творческая
мыслительная деятельность, в результате которой могут рождаться оригинальные технические
идеи и образы, обладающие субъективной или объективной новизной, практическое воплощение
которых имеет личностную или общественную ценность. Обучение студентов компетентному
использованию конструкторско-графических информационных технологий способствует формированию
пространственно-образного инженерно-геометрического мышления, потому что в динамике формирования
зрительного образа, деятельности в процессе компьютерного моделирования, взаимоотношений знания и
его наглядно-чувственной опоры заложены психолого-педагогические основы восприятия пространственных
образов и формирование связанных с ними геометрических представлений.
Широкое внедрение информационных технологий вызвало оживление в развитии проблемы
творческой графической деятельности студентов. Вместе с активным процессом освоения
инженерной компьютерной графики в вузах ведутся научные и практические поиски, направленные
на разностороннее и оптимальное использование систем автоматизированного проектирования (САПР).
Мы занимаемся разработкой вопросов о мотивации изучения конструкторско-графических дисциплин
на базе интеллектуальных САПР и психологической основе интенсификации познавательной и
учебно-профессиональной деятельности студентов, овладевающих интеллектуальными компьютерными
инженерными системами, обеспечиваемой виртуально и реально реализуемой технической идеей, вызывающей
эмоциональный подъем и длительную работоспособность.
Развитию процессов творческого инженерно-геометрического образно-графического
мышления студентов способствуют такие методы, которые активизируют профессиональное
становление будущих инженеров благодаря стимулированию их интереса к инженерной геометрии
и графике, чему существенно способствует участие в студенческих олимпиадах и конкурсах по графическим
информационным технологиям и системам. Подготовка к таким конкурсам студентов СГФТА
является необходимым элементом системы информационно-технологического организационно-педагогического
и методического обеспечения общеинженерной графической подготовки студентов.
Инженерно-геометрический пространственно-образный творческий стиль ума в значительной
степени складывается под влиянием учебной, учебно-профессиональной, научно-исследовательской
и самообразовательной работы студента. Подготовка к студенческим олимпиадам и конкурсам по
графическим информационным технологиям и системам инженерного назначения представляет
синтез учебно-познавательной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов,
включающей как необходимый компонент процессы самообразования. На рисунках представлены конкурсные
студенческие работы по компьютерному геометрическому моделированию и графике.
Обучаясь по разработанной методике, только в 2002-2004 гг. студенты СГФТА стали победителями
и призерами следующих олимпиад и конкурсов: Х Всероссийской олимпиады студентов по графическим
информационным технологиям и системам (НГТУ - Н.Новгород), 5-й и 6-й Всероссийских дистанционных
олимпиад учащейся молодежи по дисциплинам графического цикла (РГАТА - Рыбинск), 4-го
Международного конкурса пользователей инженерных графических технологий компании
Parametric Technology Corporation (США), 6-го Всероссийского конкурса
«КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНЖИНИРИНГ-2004» (ОАО «НИЦ АСК», МАТИ - Москва).
Рис. 1. Электронная трехмерная модель робота. Работа студента
СГФТА Ю.Абраменко. (Международный конкурс по геометрическому моделированию
- Parametric Technology Corporation, США, 2002).
Рис. 2. Полифункциональные часы. Электронная модель студента СГФТА Б.Сумина.
(Международный конкурс по геометрическому моделированию - Parametric Technology Corporation, США, 2003).
Рис. 3. Конкурсная работа первокурсника А.Чупрунова - призера Всероссийской
дистанционной олимпиады учащейся молодежи по дисциплинам графического цикла (РГАТА-2003).
Рис.4. Компьютерная графика студента М.Васькина
Литература:
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М., 1980. - Т1.
- Василейский С.М. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства / В сб. Проблемы способностей - М., 1962. -308 с.
- Кокурошникова В.Н. Научно-педагогические основы формирования пространственных представлений в процессе общетехнической подготовки студентов: Дис. … канд. пед наук. - Самара, 1998. - 213с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: АПН СССР. 1958. - 214с.
- Чемоданова Т.В. Самостоятельная и опытно-конструкторская работа студентов в процессе обучения автоматизированному проектированию. Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 5-6 ноября 2002.- Екатеринбург: Изд. «Ризограф» РГППУ, 2003.- С.82-86.
- Чемоданова Т.В. Образно-графическое мышление как форма технического творческого воображения. Актуальные вопросы обучения молодежи графическим дисциплинам: Тез. докл. V Всероссийской науч.-метод. конф.- Рыбинск: РГАТА, 2003.-С.71-72.
- Якиманская И.С. и др. Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения /И.С.Якиманская, В.Г.Захарин, Х.М.Кадаяс //Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.128-134.
|