УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК) ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ И ОСНОВАМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Цели работы:
- Организационно и методически обеспечить процесс обучения студентов технического
вуза работе с интеллектуальными компьютерными системами автоматизированного проектирования
и, в первую очередь с САПР Pro/ENGINEER, приоритетной в атомной отрасли и на градообразующем
предприятии - Российском Федеральном Ядерном Центре..
- Облегчить с помощью возможностей компьютерного моделирования понимание и освоение
младшими студентами традиционных курсов начертательной геометрии и инженерной графики в
условиях дефицита учебного времени.
- Разработать курс «Основы автоматизированного проектирования» для специальностей
«Динамика и прочность машин» и «Средства поражения и боеприпасы»
- Повысить эффективность общеинженерной графической подготовки студентов технического
вуза в целом, способствуя формированию инженерной компетентности будущих специалистов в
сфере использования конструкторско-графических модулей полифункциональных параметрических
систем автоматизированного проектирования и соответствию выпускников технического вуза
повышенным квалификационным требованиям, предъявляемым к ним информационно-технологическим обществом.
Учебно-методический комплекс по компьютерной графике и основам автоматизированного
проектирования представляет собой комплект учебных и учебно-методических пособий,
созданный на основе и с комплексным использованием функционального и дидактического
потенциалов интеллектуальных компьютерных систем автоматизированного проектирования
конструкторского назначения, применяемых в атомной отрасли и учебном процессе вуза.
Учебные пособия по двухмерной компьютерной графике, геометрическому виртуальному
моделированию трехмерных моделей деталей, электронному конструированию средствами
системы Pro/ENGINEER созданы студентами Снежинской государственной физико-технической
академии под руководством преподавателя. В этой работе принимали участие более 120 студентов.
В настоящее время учебно-методический комплекс включает следующие учебные и учебно-методические пособия:
- Чемоданова Т.В. Pro/ENGINEER: Деталь, Сборка, Чертеж: Учебное пособие. - М.: Изд. Нолидж,
СПб.: Изд. БХВ - Петербург, 2003. - 548с.
- Чемоданова Т.В.Pro/ENGINEER. Part - Drawing - Assembly. Моделирование деталей и их чертежи:
Учебное пособие для студентов. 3-е изд. доп. и перераб. /Под ред. Т.В.Чемодановой. - Снежинск:
Изд-во СГФТА, 2003. - 420 листов.
- Чемоданова Т.В. Pro/ENGINEER. Part - Drawing - Assembly. Конструирование сборок и сборочные
чертежи: Учебное пособие для студентов. 3-е изд. доп. и перераб. /Под ред. Т.В.Чемодановой. - Снежинск:
Изд-во СГФТА, 2003. - 200 листов, ил.
- Pro/ENGINEER. Assembly. Практикум по сборке: Учебное пособие для студентов. - 3-е изд.,
перераб. /Под ред. Т.В.Чемодановой - Снежинск: СФТИ, 2001. - 428 с., ил.
- Pro/ENGINEER. Component+Component=Assembly:
Учебное пособие для студентов. /Под ред. Т.В.Чемодановой. - Снежинск: СФТИ МИФИ, 2000. - 190с., ил.
Учебное пособие (1) предназначено студентам, аспирантам и специалистам,
изучающим основы работы с интерактивной объектно-ориентированной параметрической
системой автоматизированного проектирования высокого класса Pro/ENGINEER (Parametric
Technology Corporation, США). В пособии обстоятельно показаны функциональные возможности
интеллектуальной системы по моделированию 2D и 3D объектов, приведены многочисленные
примеры. В первой части дается объяснение принципов электронного моделирования деталей,
его логической основы, представлены возможности 3-мерной визуализации. Во второй части
рассмотрены функции Pro/ENGINEER, позволяющие осуществлять соединение компонентов в
сборочное изделие, а также манипулировать сборочными компонентами и операциями. В третьей
части обстоятельно описаны возможности и особенности графического редактора, использующиеся
при создании чертежей и текстовой конструкторской документации применительно к стандартам ЕСКД.
Пособие прошло длительную апробацию в Снежинской государственной физико-технической академии
Министерства РФ по атомной энергии. Оно соответствует современным требованиям к подготовке
специалистов в технических вузах.
Министерство образования, учитывая заключение Учебно-методического объединения вузов
Российской Федерации по университетскому политехническому образованию от 17.02.2003 № 16-06/93,
рецензии независимых экспертов, приняло решение о присвоении учебному изданию «Pro/ENGINEER.
Деталь-Сборка-Чертеж» грифа «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Средства
поражения и боеприпасы» направления подготовки дипломированных специалистов «Оружие и системы вооружения».
Учебное пособие содержит около 450 иллюстраций. Значительное количество иллюстраций отражает
процессы моделирования деталей, сборочных узлов, создания чертежной документации средствами
системы Pro/ENGINEER (рис.1).
Рис. 1. Учебное пособие «Pro/ENGINEER: Деталь, Сборка, Чертеж»
Учебное пособие «Pro/ENGINEER: Деталь, Сборка, Чертеж»- М.: Изд. Нолидж, СПб.: Изд. БХВ -
Петербург, 2003. - 548с. является первым русскоязычным пособием для обучения студентов
работе с этой мощной интеллектуальной инженерной системой. Первое издание пособия вышло
в Снежинске в 1997 году и соответствовало 17-й версии Pro/ENGINEER.
Пособия 2 и 3 представляют собой альбомы заданий, соответственно, по моделированию
деталей сборочных изделий и конструированию сборок формата А3. Для большей наглядности
в альбомы включены красочные наглядные изображения изделий (рис.2).
В настоящее время альбом 3 включает 100 различных вариантов чертежей с их трехмерными
изображениями. Все модели выполнены студентами 1-3 курсов СГФТА.
Посредством компьютерного приложения Pro/Fly Through осуществлена анимационная визуализация процесса сборки.
Рис. 2. Фрагменты иллюстраций из учебного пособия Pro/ENGINEER: Деталь, Сборка, Чертеж
Эти пособия имеют варианты исполнения на бумажном и электронном носителях.
В пособиях 4 и 5 дается описание процесса сборки виртуальных сборочных узлов
из электронных моделей деталей. Описательная часть пособий соответствует
компьютерной графике, отражающей каждый шаг процесса сборки. На рис. 3 и 4
представлены фрагменты пособия 4, которое выполнялось и предназначается
студентам специальностей «Ядерная физика», «Вычислительная техника» и др.
Учебные пособия 4 и 5 также выполнены студентами 1-2 курсов Снежинской
государственной физико-технической академии в учебном процессе при освоении
умений создания средствами САПР сборочных изделий.
В зависимости от специальности и продолжительности учебного курса по обучению
работе с системами автоматизированного проектирования работа студентов отличалась
по объему и сложности.
Рис. 3. Варианты заданий из учебных пособий по моделированию виртуальных деталей и сборочных изделий, созданию чертежей
средствами компьютерной графики
Для создания перечисленных выше учебных пособий в значительной мере использовался
графический редактор трехмерной параметрической системы автоматизированного
проектирования высокого уровня Pro/ENGINEER, приоритетной в атомной отрасли.
Учебное пособие 4 (в электронном и бумажном вариантах исполнения) предназначено
для упражнений по выполнению чертежей деталей по их заданным наглядным изображениям
с размерами. К этому учебному пособию также созданы анимационные ролики, с высокой
степенью наглядности, демонстрирующие компонентный состав изделий, форму каждой детали
и процесс сборки и разборки изделий (рис 3, 5).
Рис. 4. Задания для выполнения рабочих чертежей деталей
Рис. 5. Фрагменты из учебного пособия«Pro/ENGINEER. Component+Component=Assembly»
Учебные пособия 4 и 5 могут быть востребованы студентами в залах электронной
библиотеки в электронном виде. Каждый вариант из этих пособий напечатан в виде
отдельной книжечки - «методички» и выдается студентам во время занятий компьютерным
моделированием и графикой.
Реализация учебных пособий в СГФТА позволила убедиться в несомненной пользе
как самой работы студентов по созданию учебных пособий, так и самих учебных пособий.
Рис.6. Фрагменты из учебного пособия
«Pro/ENGINEER. Component+Component=Assembly»
|